вторник, 12 августа 2014 г.

Проблемы экстерна

Прочла немало отзывов и мнений. В основном, пишут родители, иногда дети (повзрослевшие). Педагоги пишут мало, психологи и того меньше, врачи вообще молчат. То ли у педагогов и врачей другие проблемы (как бы выжить), то ли невыгодно это (педагогическа нагрузка), пока не разобралась. Просто констатирую факты, о которых прочла. Памятка для родителей.

Проблемы, с которыми столкнется ребенок, обучающийся экстерном или на домашнем обучении:

  • неумение выдерживать определенный темп при тестировании. Очень важный момент, достигается тренировкой, в школе это само собой разумеется, при индивидуальных занятиях могут возникнуть трудности. Нужно уделить этому особое внимание.
  • оформление документов. Конечно, оформительские нюансы не так важны, как развитая логика, и ясность мышления, но есть язык документов, минимально его следует соблюдать. Некий "дресс-код". Это несложно изучить самостоятельно, просто нужно не забыть.
  • ораторские навыки. Их тоже можно приобрести во многих других местах, но в школе ребенок вынужден приобретать этот опыт, отвечая на уроках перед всем классом. Не всем дано, но пробовать, думаю, нужно всем.
  • запоминание больших массивов персональных данных: фамилий и имен. В классе это происходит само собой, в жизни может оказаться полезным навыком.
  • прямолинейность общения: ребенок привыкает жить по справедливости, а не как в реальной жизни. Оценивают его знания, а не личные характеристики. Пресловутая социализация. 
P.S. История с моей второклассницей закончилась переводом ее в другую школу, класс "Росток" (планы на физ-мат лицей в старшей школе, но еще есть время передумать). Так что, продолжение следует :)

четверг, 7 августа 2014 г.

Экстернат или домашнее обучение

Неожиданно получила много отзывов и мнений по возможностям получения альтернативного среднего образования в Украине. Чем больше вникаю, тем больше понимаю, что проблема таки есть, но универсального решения нет. Продолжаем копать изучать теоретическую базу.

Экстернат и домашнее обучение -- это совершенно разные понятия. Вот хорошая статья с практическими советами. Если кратко, то экстернат -- добровольно, домашнее обучение - вынужденно (по состоянию здоровья).

На экстернате ребенок может посещать школу, когда хочет-может, но обязательно должен выполнять некие нормативы. Экстерн сам все делает, решает, сдает, принимает или отклоняет стороннюю помощь. Экстерн добывает знания. Если ребенок неудовлетворен уровнем знаний в школе, которую он посещает, он обязательно проявит себя добывателем знаний. Встречали таких? Думаю, многие из читающих мою заметку сами в какой-то степени были таковыми, добывателями. Подготовительные курсы при вузах очень напоминают дух экстерната: ты волен слушать, заинтересован сдать тесты (экзамены) как можно лучше. Тебе помогают, но не навязывают. Вынужденный экстернат -- дети-спортсмены, например. Они работают над другими достижениями, но аттестат о среднем образовании должны получить.

Домашнее обучение обязывает педагогов обучать ребенка на дому. Если ребенок болен, то педагоги именно обязаны. Как врач-педиатр обязан прийти на вызов к температурящему ребенку. Репетиторство -- это и есть домашнее обучение, так что большинство современных родителей и детей вполне успешно освоили этот альтернативный способ обучения.